Черниговский областной художественный музей
Черниговский областной художественный музей

Черниговский областной художественный музей имени Григория Галагана (укр. Чернігівський обласний художній музей) — музей в исторической части Чернигова Детинец в Деснянском районе.

История создания музея

Феликс Леконт. Мария-Антуанетта. После 1783

Основан в 1983, размещается в здании бывшей женской гимназии на Валу — территории древнего детинца. Здание построено в 1899 (арх. Д. Савицкий), площадь строения более 4 тыс. кв. м. На здании установлена мраморная мемориальная доска учившейся здесь в гимназии Софьи Соколовской ― революционному и партийному деятелю.

Предполагается, что коллекцию начал собирать соратник И. Мазепы, впоследствии перешедший на сторону Петра I украинский полковник Игнатий Галаган, пополнялась она его потомками, в частности известным государственным деятелем Григорием Павловичем Галаганом[1].

Принадлежащая музею художественная коллекция (более 4 тыс. экспонатов) была передана из Черниговского исторического музея, созданного на основе Музея украинских древностей В. В. Тарновского, завещавшего в 1896 свою коллекцию городу. В коллекцию входили около 70 казацких портретов, более 40 икон и народных картин, около 15 тыс. образцов графики и скульптуры, а также коллекция из 400 произведений Т. Г. Шевченко и его последователей.

Около 600 живописных, графических и скульптурных работ русских и украинских художников XVII—XIX вв., произведения декоративно-прикладного искусства были взяты из музея Черниговской ученой архивной комиссии и Черниговской духовной семинарии.

После Октябрьской революции на Черниговщине была создана целая сеть историко-краеведческих музеев, куда поступали различные произведения искусства. Так, из Ленинградского музейного фонда был привезён ряд картин западноевропейских мастеров. Всего в период с 1919 по 1928 гг. историко-краеведческие музеи Черниговщины получили более 5 тыс. произведений искусства, в том числе работы художников, пользующихся всемирной известностью. Но многие из них погибли либо бесследно исчезли в годы Великой Отечественной войны. Лишь шевченковская коллекция, ещё до войны вывезенная из Чернигова, сохранилась почти полностью и составляет в настоящее время основу Государственного музея Т. Г. Шевченко в Киеве.

В послевоенные годы небольшая художественная коллекция Черниговского исторического музея стала пополняться за счёт уцелевших работ из районных музеев области, а также благодаря единичным поступлениям из Киевского музея русского искусстваГосударственного исторического музея Украины, частных собраний. В 1965 открылся художественный отдел музея, в распоряжение которого был передан памятник архитектуры XVII века — дом Якова Лизогуба.

Художественное собрание музея

Чумаки возле корчмы. Неизвестный художник.1840-е гг.

В настоящее время в Черниговском художественном музее насчитывается свыше пяти тысяч экспонатов. Музей имеет отделы западноевропейского искусства XVI—XIX вв., украинского и русского искусства XVII-начала XX в., советского периода.

Небольшой, но вызывающий значительный интерес раздел западноевропейского искусства открывается полотнами итальянской школы XVIII в., где привлекают внимание картины «Воспитание Амура Венерой и Меркурием» Якоба Росса и «Коронование» Микеле Скьявоне. Украшением раздела являются работы голландских и фламандских мастеров XVII—XVIII веков: «Концерт» Хендрика Тербрюггена, а также работы неизвестных художников. Искусство Франции XVIII—XIX веков представлено картинами таких известных живописцев, как Гюбер Робер («Руины старинного замка»), Франсуа Гране («Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме»), Эрнест Мейссонье («Любитель картин»). Значительный интерес вызывают бронзовые отливы с произведений крупнейших мастеров французской скульптуры XVIII—XIX вв. Феликса Леконта («Мария-Антуанетта»), Гюстава Доре («Мадонна с младенцем»), Франсуа Помпона («Козетта»), а также анималистическая скульптура Пьера Жюля Мена. Уникальными в собрании музея являются картины немецких художников. Среди них — пейзаж Филиппа Иеронимуса Бринкмана («Руины старого замка»), Генриха Фрише («Пейзаж в Гарце»), работа Пауля Швеера («В корчме»). Влияние живописи немецких романтиков ощущается и в некоторых произведениях австрийского портретиста Генриха Гольпайна («Портрет Марии Комаровской»).

Значительно полнее и разнообразнее представлено в музее русское и украинское искусство XVII — начала XX века. Разнообразны по манере письма и стилистическим особенностям памятники украинской иконописи («Архистратиг Михаил», «Святая Варвара», «Трое святых», «Покрова богородицы»). А красочная, декоративная икона «Георгий Победоносец» вводит зрителя в мир многообразного в своих проявлениях народного примитива. О его связях как с фольклором, так и с профессиональным изобразительным творчеством на Украине свидетельствуют национальные, имеющие символический подтекст жанровые народные картины «Казак Мамай», «Бандурист возле корчмы» и другие.

Гордостью музея является коллекция украинской портретной живописи, знакомящая с развитием этого жанра на протяжении двух столетий — с конца XVII до начала XX в. К уникальным, классическим образцам ктиторского портрета относится «Портрет Василия Дунина-Борковского» работы неизвестного черниговского иконописца конца XVII в.

Хочеш дізнатися більше? Підписуйся на Telegram канал Чернігів24
0
Поделиться:  
Комментарии

Добавить объявление